Главная / Энергетика / Рынок нефтепродуктов: биржа вместо демпфера


Рынок нефтепродуктов: биржа вместо демпфера

Грузовой составЧитать 1prime.ru вВ этом году значительно увеличился объем торговли нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Несмотря на «демпферный механизм», введенный для стабилизации ситуации на внутреннем рынке моторного топлива, колебания цен на нефтепродукты во время пандемии коронавируса были рекордными.

Участники рынка стали активно использовать возможности, которые предоставляет СПбМТСБ, для реализации или покупки нефтепродуктов. Минэнерго и ФАС готовят совместный приказ с целью увеличения нормативов биржевых продаж нефтепродуктов для доминирующих компаний с учетом изменений ситуации на рынке в условиях пандемии.

ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОСЛИ

Во время проведения ежегодного форума «Биржевой товарный рынок» глава СПбМТСБ Алексей Рыбников сообщил о значительном росте продаж нефтепродуктов на биржи.

«Раньше каждая пятая тонна нефтепродуктов российского рынка продавалась на бирже. А по итогам сложного 2020 года — кризисного и пандемического — уже каждая четвертая тонна бензина, каждая четвертая тонна авиакеросина и 30% дизельного топлива, которые поступают на внутренний рынок, продаются на бирже», — заявил глава СПбМТСБ.

По словам представителей СПбМТСБ, на нефтепродукты приходится около 90% от оборота всех биржевых торгов в денежном эквиваленте. Кроме нефтепродуктов, на биржевых торгах реализуются газ, минеральные удобрения и лес.

В условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса, СПбМТСБ смогла обеспечить бесперебойную работу совей электронной торговой площадки и системы клиринга.

«Возможность дистанционной работы при совершении операций, прозрачность сделок и гарантии их исполнения — вот те преимущества, которые продемонстрировала СПбМТСБ в текущей непростой ситуации», — сказал Рыбников.

Из-за падения спроса на моторное и авиационное топливо во время пандемии коронавируса нефтеперерабатывающие компании стали активно использовать для реализации своей продукции возможности, которые предоставляет биржа.

СПбМТСБ сумела справится со значительным ростом объема торгов и создать рыночный механизм ценообразования на рынке в противовес «демпферному механизму», который был внедрен финансовым блоком правительства для недопущения роста цен на моторное топливо внутри России. 

КОРРЕКТИРОВКА СОВМЕСТНОГО ПРИКАЗА 

Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов во время выступления на форуме в режиме видеосвязи особо подчеркнул, что колебания цен на нефтепродукты в этом году были «рекордными, несмотря на демпфер». Обвальное падение и взлет цен, связанные с введением и ослаблением ограничений во время пандемии, свидетельствуют, что нефтеперерабатывающая отрасль и рынок нефтепродуктов являются инертными структурами, поскольку в них решения принимаются в течение 1-2 месяцев. 

Кроме того, Рубцов сообщил, что Министерство энергетики и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) продолжают обсуждать корректировку совместного приказа о нормативах биржевых продаж нефтепродуктами. Однако параметры приказа «должны быть аккуратны и учитывать сложности», с которыми столкнулись НПЗ в 2020 году сложности для НПЗ.

 «Перерабатывающие заводы практически весь год находятся в сложном состоянии. При этом компании, реализуя свои программы, полностью обеспечивают рынок», — особо подчеркнул Рубцов.

Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян сообщил, что уже в этом году должен быть представлен проект приказа об увеличении объемов обязательных минимальных продаж топлива на бирже. 

«В дальнейшем — систематизировать и правила для недоминантов, ввести ответственность за нерегулярность и неравномерность, чтобы минимизировать волатильность. И мы поставили задачу погрузить в совместный приказ инструменты срочного рынка», —добавил представитель ФАС.

В настоящее время действуют нормативы биржевых продаж нефтепродуктов для доминирующих компаний: бензина — 10% объема производства, дизтоплива — 6%, авиатоплива — 10%, мазута — 2%, сжиженных углеводородных газов (СУГ) — 5%. Ранее сообщалось, что ФАС и Минэнерго согласовали увеличение норм продаж: бензина до 11%, дизтоплива до 7,5%, а также возможное их дальнейшее увеличение. Однако окончательно параметры совместного приказа еще не утверждены.

В Минэнерго и ФАС считают, что рост объемов торгов нефтепродуктами на бирже во время пандемии — явление временное, поэтому повышение нормативов обязательных продаж нефтепродуктов на бирже по-прежнему необходимо. 

РАБОТА ПРОДОЛЖИТСЯ 

Участники форума отметили, что СПбМТСБ добилась больших успехов в создании репрезентативных индексов на внутреннем рынке нефтепродуктов, но необходимо продолжать работу с цель совершенствования системы ценообразования. Кроме того, предстоит создать систему рыночного ценообразования для других товаров, которые реализуются на бирже.

«Биржа продолжит работу над решением долгосрочных задач: транспарентные индексы (ценовых индикаторов – прим. ред.) рынка нефтепродуктов, внедрение рыночных элементов на газовом рынке, новый механизм ценообразования на российскую экспортную нефть, прозрачность рынка лесоматериалов», — сказал Рыбников.

Механизм ценообразования на Urals – основной российский сорт нефти, поставляемой на международный рынок – является важнейшей задачей. До сих пор цена на российскую нефть формируется за рубежом путем определения дифференциала – дисконта или премии – по отношению к североморскому эталонному сорту Brent. Но объемы поставок Urals в разы превышают объемы добычи североморских сортов, из которых состоит Brent. Цена на российскую нефть должна формироваться в России.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*